Трансляция пед-го опыта

Технология «говорящих стен» как форма реализации образовательного потенциала пространства старшей группы дошкольной организации.

Барбаро Елена Николаевна
МАДОУ детский сад № 82 «Одиссея Успеха»
Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного
возраста: мой личный опыт (старшая и подготовительная группа).
Воспитатель

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы».
Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы является технология «говорящих стен».
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, потенциал для всестороннего развития. Суть технологии «говорящей стены» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Данная технология в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет стимулировать познавательную активность ребят, создаёт условия для творческого их самовыражения и атмосферу эмоционального комфорта…
Моя группа называется «Фрегат «Белые медвежата»». Наш корабль входит в большую флотилию детского сада «Одиссея успеха». Общее оформление учреждения придерживается морского стиля.
Детей я взяла с младшей группы. Сначала это был катерок «Белые медвежата», потом яхта и наконец, фрегат «Белые медвежата». Вместе с детьми, рос и наш корабль.
Когда моим воспитанникам было 3-4 года, чтобы облегчить процесс адаптации их в детском саду, я обратилась к технологии «Говорящих стен». Наметив концепцию оформления группового пространства, я вовлекла родителей в совместную творческую деятельность. Первую мы оформили детскую спальню. Все родители приняли участие: кто рисовал, кто раскрашивал. Они знали, что рисуют своих деток – белых милых медвежат, качающихся на качелях, плавающих на большой лодке в открытом море, медвежат – пиратов, искателей сокровищ…Потом оформили звездное небо и повесили морскую рынду (колокольчик) – как символ начала сказки. «Говорящие стены» в спальне служат в первую очередь, для эмоционального комфорта малышей. А также фантазии, ведь, там, где заканчивается одна сказка, начинается другая, никому еще не известная, которую каждый ребенок может придумать и рассказать другим детям. А колокольчик служит организатором правильного формирования режимного момента. Сейчас, когда дети уже старшего дошкольного возраста, их словарный запас стал более разнообразным и выдуманные истории, превращаются в большие рассказы - смешанных между собой историй которым нет конца. А над головой детей появились невиданные планеты и звезды.
Придерживаясь концепции «Говорящих стен» мы с родителями оформили ещё и групповую комнату – нашей кают - компании. Каждый месяц мы с детьми вносим что-нибудь новое в наше оформление. Например, на тематической неделе «Безопасность в Интернете», к нам пришли смайлики, они были разные по мимике, по цветовой гамме шапочек. В течение всей недели ребята искали смайлики, тем самым закрепляли навыки ориентировки в пространстве, придумывали истории с участием смайликов и показывали театрализованные представления. Так маленькая деталь в оформлении игрового пространства помогла детям придумать новые игры и истории.
При оформлении «Говорящих стен» есть правило – правило «красного угла», угол, где находится самое важное, что есть в группе. Для детей - это стал мини-музей «Белых медвежат». Название фрегата относится к северному флоту, в нашем музее есть книги о северном флоте, морская атрибутика, капитанская фуражка и выставка военных кораблей.
Еще одна из интересных стен нашей кают-компании – это стена дорога, которая помогла нам в трудные дни адаптации в младшей группе. Сначала это была большая дорога, вдоль которой стояли домики, в которых жили семьи моих воспитанников (один дом – одна семья). Я попросила принести родителей фотографии самых счастливых моментов в жизни ребенка, а потом мы вместе оформили их домик. Как интересны были эти фотографии! Кто-то принес фотоснимок, где вся семья встречает из роддома сестренку и все счастливы, кто-то в парке на аттракционах вместе с родителями…Сначала все дети внимательно рассматривали, постепенно успокаиваясь, потом начали друг другу рассказывать, подзывая или взяв кого-нибудь за руку о своем домике. Затем маленькие истории превратились в игру - дети брали в руки машинки и ездили по стене-дороге, заходя к друг другу в гости…Сейчас дети стали старше, на месте дороги вырос огромный лес. Лес из семейных деревьев. Дети, общаясь друг с другом, рассказывают о своих бабушках, дедушках, тетях, дядях, сестрах и братьев, о маме с папой.
Все это помогает создать атмосферу психологической безопасности и способствует общению между детьми.
Технология «Говорящих стен» помогает мне проявить педагогическое мастерство и разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка, формирования познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения!